Методическая копилка

Яблочный Спас
Скоро осень. Холодает,
Меньше солнца август дарит...
Ну а нам совсем не грустно:
Яблоки едим мы с хрустом!
Спас второй румян на вид:
Всех плодами угостит.
Приметы об этом прекрасном празднике:
Втрой из трех Спасов – Яблочный, или «спас на горе», православные отмечают 19 августа. Название Яблочный Спас появилось в народе от того, что Преображение праздновалось в пору, когда начинали собирать урожай яблок. Издревле считалось, что в этот день природа начинает преображаться, психологически подготавливая людей к осеннему сезону. Это второй августовский спас из трех. В народном календаре Яблочный Спас – это не только один из первых праздников урожая, но и день, с которого природа начинала разворачиваться в сторону осени и зимы. Согласно народным приметам, Яблочный Спас всегда предзнаменует окончание лета, а характеризует это время пословицей «Пришел Спас – бери рукавицы про запас». К этому дню в садах массово созревают яблоки. С давних времен на Второй Спас их собирали, ели с медом и сахаром, запекали, а также готовили из них разные блюда, например, пироги. Интересно, что раньше до Яблочного Спаса есть яблоки запрещалось, а первые собранные в этот день плоды освящали в церкви.
 Святить яблоки в этот день принято и сейчас. В Яблочный Спас совершается Божественная литургия, в конце которой происходит освящение яблок и других плодов. Утром в церковь на освящение несли украшенные колосьями корзины с яблоками, грушами, сливами и виноградом. В этот день было принято щедро подавать бедным – считалось, что чем щедрее будет человек по отношению к самым бедным, тем добрее к его усопшим родственникам отнесется Бог. Кроме того, к празднику Преображения в старину привязывался особенный обряд засевания полей. По просьбе хозяев на поле приходил священник со святыми иконами и окроплял вспаханную землю святой водой, причем обыкновенно один из хозяев бросал на освященные места хлебные зерна. Обряд этот, таким образом, служил началом засева. 
·         Какой Яблочный Спас, такой и январь будет.
·         Какая погода на день Второго Спаса, такая будет и на Покрова.
·         Если 19 августа сухой день, то и осень будет сухая, если мокрый – осень будет дождливой, а если на небе ни одного облачка –  жди морозной зимы.
·         До второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
·         Когда ешь первое яблочко, “что надумано – сбудется, что сбудется – не минуется“.
·         Со Второго спаса засевай озими. 

95-летие ВЛКСМ
Шолохова Г. Е.,
классный руководитель 9 «К» класса

29 октября – значимая дата в нашей российской истории. В этот день 95 лет назад был образован  Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. Кадеты корпуса «Виктория» не пропустили городское мероприятие, посвященное этой дате, и узнали много интересного и полезного, встретившись  как с ветеранами комсомольского движения, так и современными представителями власти и молодежных организаций.  Кадеты еще раз услышали рассказы и напоминания молодому поколению об истории комсомола в Старом Осколе, этапах создания и развития движения, представителях и ключевых фигурах и их роли в истории Оскольского края, а также вручили каждому участнику мероприятия памятный значок «Старый Оскол 1918 – 2013 – город трёх Всесоюзных ударных комсомольских строек»
В 1918 году, 29 октября было объявлено о создании Российского коммунистического союза молодежи. Позднее он был назван в честь В.И. Ленина, а после образования СССР получил свое окончательное имя - Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. После распада СССР преемником его стал Российский коммунистический союз молодежи, который продолжает активную деятельность в качестве общественной организации.
Роль комсомола в жизни советского государства была очень значимой. Именно участие членов ВЛКСМ во многом способствовало  возрождению страны из послевоенной разрухи. И именно молодые комсомольцы были инициаторами и вдохновителями идей во многих сферах деятельности молодой страны. Многие представители того поколения и сейчас успешно работают в регионе, подавая пример современным молодым людям. Для них работа в комсомоле стала первой путевкой в жизнь, первым бесценным опытом на трудном пути построения нового государства. Их опыт и авторитет и в наше время остаются ценными и востребованными.
            В истории Старого Оскола деятельность комсомола сыграла большую роль. При активном участии молодежи развивалось строительство крупнейших промышленных объектов города и региона. Высокие темпы развития региона, как крупных городов, так и малых населенных пунктов, стали возможными благодаря силам комсомольцев. Влияние комсомола прослеживалось в областях культуры, искусства и спорта. Основной упор в деятельности ВЛКСМ делался на воспитание молодого поколения, развитие у него лидерских качеств, подбор и формирование молодых кадров, которые в будущем смогут эффективно участвовать в управлении страной на разных уровнях, воспитание патриотизма. Пусть деятельность комсомола сегодня не имеет столь сильной политической окраски, но эти цели и задачи и сегодня остаются актуальными.




 

 

 

Игра-соревнования "Лазертаг"

DSC_0145w
Согласно плану работы школы, с целью духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания школьников, кадеты 9 «К» класса приняли участие в игре — соревнованиях «Лазертаг» клуба «Феникс», приуроченных к 70-летнему юбилею победы на Курской дуге. Соревнования прошли именно как военно-патриотическое мероприятие, также решающее задачи пропагандирования зрелищных видов спорта и привлечения внимания детей с современными вариантами проведения военно-тактических соревнований. Лазертаг это командная игра, которая имитирует реальные военные стратегии, т. к. во время игры создается действительно имитация боевых сражений, от игроков требуется концентрация внимания, скорость, реакция и выносливость.
(Для справки): Начнем, как полагается, с дословного перевода. Слово «лазертаг» пишется по-английски как Lasertag и имеет в своем составе два корня: laser (лазер) и tag (метка). Дословно получается довольно неуклюжая и не слишком понятная «лазерная метка», которая, естественно, в русском языке не прижилась. А вот «лазертаг» прижился, хоть и вызывает иногда проблемы с правильным написанием. Если по-русски, то лазертаг — это высокотехнологичное изобретение для отработки тактических навыков спецподразделений РФ. Военный лазертаг создан по заказу Союза Ветеранов РФ. В лазертаге используются «выстрелы» лазерным лучом, а попадание регистрируется специальными датчиками, которые крепятся на одежду игрока. Отметим, что оружие не бесшумное, оно может имитировать звуки выстрелов. Оружие для лазертага соответствует реальным прототипам, например, есть пулеметы, которые весят от 7 кг, есть снайперские винтовки, у которых дальность выстрела больше, чем у пулемета метров на 100 -150. А есть и бесшумные пистолеты с глушителями. То есть игрок может испытать себя в роли снайпера, киллера, медика (есть специальные «аптечки») и еще в множестве ролей. К оружию прилагаются повязки, которые связывают оружие с костюмом и отключают его, когда в игрока попадают.
Особый восторг во время соревнований вызвала у кадет отработка задач: «Захват флага» — каждой команде нужно захватить «флаг» на базе соперника и доставить его на свою. Это было в лесу, где был выбран интересный рельеф, с перепадами высот и естественными укрытиями и «Захват базы противника» — две базы находятся на противоположной друг от друга стороне полигона. Цель команд: добраться до базы противника и захватить флаг. Во время соревнований проходила тактическая тренировка личного состава, и использовалось оригинальное обмундирование и оружие (для реалистичности), при этом осуществлялась регистрация попаданий. Это захватывающая, зрелищная и динамичная игра-соревнование для кадет, прививающая идеалы здорового образа жизни и ответственность перед своей командой (а, впоследствии, и перед Родиной). Кадеты не подвели и показали свою ловкость и выносливость, проявили командный дух и волю к победе.  (25.09.2013 год)
Руководитель
методического объединения
классных руководителей  8 - 11 классов 
Шолохова Г. Е., 2012г
Диагностика процесса патриотического воспитания

Анкета «Отношение подростка к Отечеству»  ( 5 – 8 классы), (9-11классы).

Цель: определить характер отношения школьника к Отечеству.

Ход эксперимента: перед тобой несколько разных высказываний.

Пожалуйста, прочти их и подумай - согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1, +2,+3,+4) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким - либо высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1,-2,-3,-4).



«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие); «+3» - да, конечно (сильное согласие); «+2» - в общем, да (среднее согласие); «+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «О» - ни да, ни нет; «-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие); «-2» - в общем, нет (среднее несогласие); «-3» - нет, конечно; (сильное несогласие); «-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).



Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное время. Спасибо тебе заранее!



1.  Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

2.              Я многим обязан своей стране.

3.              Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.

4.              День Победы(9 Мая) - праздник только для ветеранов и пожилых людей.

5.              Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.

6.              Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.

7.              Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.



Обработка данных: характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний №№1,2,3,4,5,6,7. В ответах на вопросы 2,3,6,7 -знак не меняется. В ответах же на вопросы 1,4,5- знак меняется на противоположный.

Итерпретация результатов: От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение). От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение). От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение). От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение).


Руководитель
методического объединения
классных руководителей 5 - 8 классов 
Шолохова Г. Е., 2011г

Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у школьников

Работа с родителями
            Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.
Взаимодействие семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы учёбы. В это время ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно искать в школе то, в чём он нуждается.
Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная.
“Любовь к Родине начинается с семьи”.
Ф. Бекон
Патриотизм школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.
Крупницкий Д.В. в своей статье “Современное состояние патриотического воспитания в школе пишет о том, что “Формирование образа Родины в школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, её культуре, истории и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определённых условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей”.
Следует отметить, что школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому на уроках привлекается региональный (краеведческий материал). Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.
Как показывает анализ теории и практики, одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у школьников является гражданско-патриотическое воспитание в семье.
Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.
Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.
Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.
Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.
Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.
Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.
            Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);
возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.
В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий